Get Adobe Flash player

Несостоявшаяся речная сказка

Матвеевский залив должен был стать образцовым центром водного спорта и уникальным архитектурным комплексом

Бывая в эти летние дни в Гидропарке, на Трухановом острове или других пляжных местах Киева, мы видим, как обильно застраиваются эти территории всяческими ресторанчиками, пивными барами, мангалами, торговыми точками, аттракционами и тому подобными сооружениями. Прямо скажем, трудно углядеть в хаосе скороспелых строений иную мысль, кроме желания «наварить» побольше на массах отдыхающих киевлян.


Тем грустнее становится, когда встречаешь в старых киевских изданиях тщательно продуманные планы строительства над водной гладью. Особенно эффектным замыслом был разработанный 70 лет назад проект комплекса Водно-спортивного профсоюзного комбината. Под него отвели место на Трухановом острове вокруг Матвеевского залива. Заказчиком был президиум областного совета профсоюзов; на строительство выделили свыше 4 миллионов рублей.


Каждому из видов спорта предназначили особую зону. Вдоль левого (если смотреть от нынешнего моста Метро) берега должны были протянуться постройки сектора плавания: несколько станций отдельных отраслевых профсоюзов и главный павильон с раздевалками, душевыми, массажными кабинетами и даже библиотекой-читальней. Трибуны главного сектора были рассчитаны на 4 тысячи мест, отсюда можно было бы наблюдать за состязаниями по плаванию, прыжкам в воду, водному поло. В глубине залива размещали сектор гребного спорта (водные дорожки к которому протягивались через весь залив), а на правом берегу – парусно-моторный сектор. Главной постройкой в этой части должен был стать новый яхт-клуб с 38-метровой башней. Причем его рассчитывали и для зимнего применения – как центр состязаний на лыжах и буерах по замерзшему заливу. А территорию острова, прилегающую к заливу, предназначили под всяческие спортивные площадки, заодно и кафе, рестораны, буфеты, расставленные строго по плану и соединенные между собой зелеными аллеями. До пешеходного моста на остров, правда, «не доросли»: бесперебойную переправу в проекте обеспечивали два речных вокзала.


Но самое любопытное было даже не в этом разнообразии функций. Проектированием руководил один из самых эрудированных киевских зодчих Николай Холостенко. Он тонко чувствовал стилевые особенности украинского народного зодчества – и решил оформить берега залива именно в этом духе. Так что, если бы комбинат был построен, он превратился бы прямо-таки в феерическое зрелище. Деревянные сооружения с террасами и галереями, увенчанные разнообразными башенками, украшенные шпилями и резным орнаментом, должны были поражать зрение не только вблизи, но и со стороны города, складываясь в затейливый живописный силуэт. По вечерам их подсвечивали бы электрические огни…


Коллектив архитекторов увлекся поставленной задачей. Один из соавторов, молодой Анатолий Добровольский – будущий творец нового Крещатика, Бориспольского аэропорта, Московского моста – вспоминал потом, что это была лучшая из работ мастерской, в которой он работал. Зодчие тщательно изучали всяческие материалы по народной архитектуре, изобретали новые деревянные конструкции…


Увы, речная сказка не стала былью. Начатые работы пришлось свернуть. Причины были разные: и кадровая неразбериха после недоброй памяти 1937 года, и неоднозначное отношение в верхах к украинским традициям, и привлечение авторов проекта к более ответственной задаче – оформлению Правительственной площади… Единственное, что можно сказать в утешение, – сказочный городок простоял бы недолго. Его деревянные корпуса наверняка постигла бы судьба всех построек Труханова острова, беспощадно сожженных нацистами осенью 1943 года.